Темы пятого сезона: Депрессия
Предлагаю вам ознакомиться с переводом статьи с сайта Equstria Daily.
Депрессия и грусть являются жестокой и неизбежной правдивой частью наших жизней, из разряда тех, что не часто увидишь в развлекательных шоу. Обычно действительно подавленными и грустными мы представляем персонажей в своих личных канонах («головопушках»), но последний сезон отважился на эксперименты с темой депрессии, которая настигла сразу несколько персонажей — как уже знакомых нам, так и новичков. Давайте поговорим о депрессии и том, как она была раскрыта в пятом сезоне.
Персонажи в мультсериалах если и подвергаются депрессии или грусти, то не слишком долго пребывают в этом состоянии. У нас даже есть примеры этого из прошлых сезонов MLP. Эпизод “Party of One” фокусировался на психологическом расстройстве Пинки во второй своей половине, в то время как в “Pinkie Pride” тому же персонажу пришлось мириться с экзистенциальной печалью по поводу того, что кто-то бросает ему вызов в той сфере, где он наиболее талантлив. Отчасти, у нас были похожие соображения насчёт одного персонажа, оказавшегося далеко на втором плане на какое-то время — таким образом, фанаты через свои личные каноны искали ответа на вопросы, которые казались опущенными из-за недостатка времени или решений Hasbro. Но эпизод “Do Princesses Dream of Magic Sheep” решился расставить точки на “Ё”.
Как я уже говорил в своём обзоре о Принцессе Луне, канон на её счёт был окутан тайной, потому что предыстория персонажа и его боль, связанные с изгнанием, а также культурный шок после возвращение — это несколько не те темы, которые легко поведать целевой аудитории сериала. В “Luna Eclipsed” удалось лишь слегка зацепить тему властвующей над Принцессой депрессии, но акцент был больше на её репутации, которая не изменилась заметным образом, хотя уже прошло достаточно времени после возвращения и оправдания Луны. Так что выглядит вполне логичным, что хотя Луне и удалось завести нескольких друзей в Понивилле, этого оказалось недостаточным, чтобы вытащить её из тёмной ямы негативных эмоций.
Авторам “Do Princesses Dream of Magic Sheep” не было необходимости заострять внимание на непосредственно создании Тантибуса или кошмарах, которые охватывали разум Луны. Само открытие, что Луна уже долгое время медленно отравляет себя Тантибусом, уже было весьма мрачным. Принцесса Луна не только находилась под гнётом депрессии, но и наносила сама себе вред из-за вины по поводу чего-то, над чем у неё не было никакого контроля. Хотя может быть и не так-то просто сопереживать персонажу, который оказывается сломлен тем, в чём не было его виной, но это является частью мрачного очарования и запутанных аспектов депрессии: в ней нет логики. Пони, руководствующаяся логикой, обратилась бы к своим друзьям или сестре за помощью или эмоциональным наставлением; она могла обратиться к врачу в поисках пути к приятию самой себя и прощению. Только вот создание Тантибуса — это нечто такое, к чему вполне мог бы прибегнуть подверженный или находящийся в депрессии персонаж.
Вторым примером может послужить Мунденсер из серии “Amending Fences”. Её затруднительное положение служит индикатором эмоциональной травмы, которая может быть связана с тем, что её мечты и надежды обратились во прах в юном возрасте. Во многом, как и Старлайт Глиммер, Мунденсер так боялась, что Твайлайт пропустит её день рождения, что это направило её по пути самоуничтожения на несколько лет (и это канон), ведь дружба стала для неё пустым звуком. Она не заботилась о своей внешности, избегала даже простейших улучшений в собственной жизни, оттолкнув всех своих друзей, и даже погрузилась в состояние эмоциональной бесчувственности, которую удалось пробить лишь в третьем акте истории, когда она сорвалась на Твайлайт.
Если путь Старлайт едва не привёл к уничтожении Эквестрии, жизнь Мунденсер превратилась в последовательный цикл из скуки и однообразия. Она читала книги, но как будто сама не осознавая зачем, кроме как ради самого познания их содержания. Прелесть жизни в том, что ты никогда не знаешь, что может случиться, особенно когда ты открыт миру и тянешься к окружающим. Сходив в клуб или в парк с другом, вы можете неожиданно встретить будущую любовь или нового друга, который останется с вами на всю оставшуюся жизнь (как это случилось с Твайлайт и остальными девочками из основной шестёрки). Вместо этого Мунденсер оградила себя от подобных возможностей. Да, она не скатывалась по спирали вниз, но её жизнь была предсказуемой и никоим образом не улучшилась бы без вмешательства Твайлайт.
Наконец, «Appleoosa’s Most Wanted» заострял внимание на другом симптоме депрессии: отсутствии уверенности в себе. Пускай эпизод и не претендует на какие-либо награды или общее признание, история Траблшуза, который отказался от поиска истинного значения своей метки судьбы, может подарить вам захватывающие и весьма эмоционально насыщенные 22 минуты. Тот факт, что он сдался и уверовал в то, что является бездарным воплощением ходячей неудачи — это та проблема, которая может быть весьма близка людям с депрессией. Очень часто я вижу, как мои друзья бросают рисовать или писать именно из-за низкой самооценки. Жизнь тяжело навалилась на Траблшуза, и он не пожелал вставать под её гнётом. После того, как Меткоискатели показали ему тот путь, которым можно использовать его талант на благое дело, самооценка огромного пони вновь поднялась; он принял собственную неуклюжесть как нечто такое, с чем можно жить дальше. Вместо того, чтобы ставить крест на своей жизни, он осознал, что может всё же следовать своей мечтою, пускай даже ему и не стать лучшим клоуном в Эквестрии. Люди, которые страдают дислексией, но пытаются писать, или те, кто не различает цветов, но пробует рисовать картины, вполне могут понять подобную непростую борьбу.
Конечно же мы не можем рассчитывать, что подобные истории будут единственным фокусом повествования, пускай даже “Amending Fences” отлично передаёт всё горе Мунденсер и крайне неуютную позицию Твайлайт, которая оказалась Принцессой Дружбы, едва не потерявшей свою подругу навсегда. Мы ожидаем, что печаль персонажа или депрессия быстро пройдут или же вовсе исчезнут вместе с ползущими по экрану титрами, но далеко не каждый конец оказывается таким шаблонным. My Little Pony идёт по тонкой черте, ведь с одной стороны проблемы каждого из персонажей заканчиваются с самой серией, но с другой — Мунденсер и Луне ещё только предстоит совершить заметный прогресс, когда «камера» будет уже не на них. Примерно как это случилось с Принцессой Твайлайт, заметно изменившейся за прошедшие годы — она ведь не стала внезапно умудрённой и взрослой, стоило лишь ей получить метку судьбы или крылья. Даже сейчас можно поспорить на тему того, можно ли считать её действительно взрослой, и причина здесь вовсе не в предстоящем сезоне. Мы никогда не перестает учиться, и, я уверен, Принцесса Твайлайт согласится с этим.
Хочу, чтобы было предельно понятным: я не знаю и не утверждаю, что знаю всё (или хотя бы что-то существенное) о депрессии или печали. Оба эти слова являются широко трактуемыми и часто — неправильно. Мы все время от времени предаёмся грусти или впадаем в депрессию, но циклическое тягостное и саморазрушающее поведение Мунденсер или Принцессы Луны — это отнюдь не то, что можно назвать «просто неудачным днём». Сериал учился рассказывать эти истории на протяжении многих лет, оставаясь тонким или амбициозным, в зависимости от того, что требуется в каждой конкретной серии. My Little Pony проделал путь от сериала, где падающие звезды воспринимались, как знак того, что родители Эпплджек находятся так далеко от неё, насколько это возможно, до того уровня, когда депрессия персонажа оказывается связанной с главной героиней, которая и вызвала её первоначально. Это идеи и концепции, которые весьма непросто донести как до целевой аудитории, так и до нас, брони — до всех тех, кто лично может быть и не знаком с депрессией и долгой печалью. Независимо от намерений и целей, авторы преуспели, рассказывая эти истории. И я не могу дождаться, чтобы увидеть, какие ещё темы они затронут в этом году.
А что вы думаете на этот счёт? Полагаете ли вы, что у некоторых из этих персонажей действительно может быть некая форма депрессии? Может быть я кого-то ещё пропустил не только в этом, но и более ранних сезонах? Оставляйте свои отзывы в комментариях и спасибо за чтение.
Жаль, поставить лайк за эту статью я не могу….
Если так рассуждать, то все главные герои и некоторые второстепенные персонажи тоже переживали грусть и депрессию
Речь в статье скорее о «клинических» случаях, т.к. даже сам автор упоминает, что в рамках одного эпизода у персонажей тоже были момент подавленности и грусти, но они не оказывались в центре сюжета.
Та же Старлайт Глиммер, которая внушила себе что потеряла друга только из-за того что тот получил свою метку. Она подумала, что если все будут равны, то они будут счастливы, что было показано в 1,2 сериях 5 сезона, она не питалась принять то что друг получил метку, и этим загнала себя в депресию.Только в последней серии 5 сезона Твайлайт показала ей к чему привела её точка зрения, и этим наконец переубедила Старлайт.
Автор статьи явно не умеет в анализ и психологию. Как-то совсем печально от таких статей становится и ведь в фандоме есть люди которые действительно могут хорошо расписать эту тему и сделать качественный материал, но нет вместо этого мы имеем вот таких вот «писак», которым лишь бы написать, а то, насколько написанное имеет смысл им уже не важно.
Не вижу ничего фатально плохого в статье. Всё написано верно, ну а если кому то нужна научная статья по психоанализу в отношении выдуманных персонажей мультфильма, то это, наверное, диагноз)
Хм, это СПГС как раз такого уровня, какой и должен быть при анализе серий и тем, что заложены в них. Чаще встречаешь крайние формы — либо дикие головопушки, либо просто поверхностный просмотр. Тут выдержана общая нить и довольно хорошо расписана, побольше бы таких статей.
Внезапно почувствовал себя бездушной тварью… Пойду и пересмотрю серии с новым взглядом на них, ища, как в головоломках, уроки жизни. Ах да, забыли серию «Tank for the memories»?, где показывается серия с депрессией Рейнбоу, там же прекрасно показываются персонажи до и после.
Нет же, это очень убогая серия, где сломали характер Рэйнбоу Дэш, выставили её очень эгоистичной, и плевавшей на других пони и животных. Имхо, худшая серия в сезоне. Да и не депрессия у неё, а обида.
Вот полностью поддерживаю! Это даже не обида, а, простите, ПМС какой-то. Как бы Рэйнбоу ни была привязана к своему питомцу, но не слышать профессиональных объяснений Флаттершай, наорать на подруг и разнести половину Погодной фабрики… Действительно, сделали из нее какую-то истеричку-идиотку.
«Во всяком сообществе найдутся хейтеры»
И тут встаёт вопрос «Ради чего вы продолжаете смотреть этот мультсериал?». Согласен, в этой серии разработчики сломали канон, но я отбросил это на задний план, считая, что они про это забыли со второго сезона. Я же смотрю за его жизненные уроки, которые преподносят почти в каждой серии, за то как они это оформили. Вам не будут говорить сразу мол «Не делай так», вам покажут что, как, почему произойдет то или иное жизненное испытание, а также метод его решения. Это мой способ самосовершенствования, моя опора.
В серии «Tank for the memories» нас познакомят с самым сложным испытанием — смертью. Это в экранах можно кромсать врагов, даже не задумавшись о его личной жизни. Но когда сталкиваешься с этим лицом к лицу… Я видел это… последние шаги человека, видел его спящим вечным сном. Я скажу вам, что разработчики вложили душу на эту серию, пусть и пришлось из-за ЦА заменить смерть. Они показали нам все стадии, которые придут к каждому. А эта серия покажет способ его преодоления — поддержка.
Жизненные уроки в нашем сериале преподаются неубедительно или оторвано от нашего реального мира, по большей части, + они ещё и банальные, и могут быть полезны только для дитей (не скажу это про абсолютно весь сериал), поэтому это не самая сильная сторона сериала. А за что действительно можно полюбить сериал, так это за очаровательных персонажей, за развитием которых интересно наблюдать, но в «Tank for the memories» поведение Рейнбоу было странным, рвущим шаблоны, а подменять смерть спячкой — вообще какой-то бред, в каком другом произведении исскусства такое можно увидеть? Я вот не припомню, наверно это не случайно.
В этой серии нам преподнесли вот какой урок: будь упертым, отключай голову, не слушай авторитетного мнения, наплюй на всех, иди напролом к своей эгоистичной цели. А в итоге ты все равно упрешься в истину, вот только попутно наломав дров и доставив окружающим массу проблем.
Красиво сказано…
Простите, депрессия или я что-то упустила? Единственный вразумительный пример тут очевиден только с Мунденсер. Только она пребывает в той самой деперессии о которой идет речь и то, сомнительно. Давайте-ка для начала разберемся, что такое депрессия во всём её проявлении и чем она отличается от апатии и меланхолии. Всё это стадии заболевания трактуемого, как «депрессия». Мне не кажется, что кто-то из выше перечисленных персонажей был хоть каплю в состоянии этой болезни.
Скорее, они пребывали в состоянии меланхолии с нотками апатии. Меланхолия — состояние постоянной грусти, апатия — пониженной энергии, но, повторюсь, депрессией тут и не пахнет. Всё это злоба, людское недопонимания вогнало их в состояние отречения от общества и навязывания собственных идей и порядков. Неконтролируемый гнев, жизненные сложности, которые к этому привели. Грусть — такая же вытекающая. Так что не рассказывайте тут о депрессии. Эта тема слишком сложна и даже отдаленно в мультфильме это не затрагивается. Либо вы просто не знаете, что такое депрессия.
К автору никаких претензий нет, кроме того, что всё выше написанное является демагогией, пустой и бессмысленной.
P.S.
И мне кажется или автор что-то не понимает в сериале? Где там саморазрушение персонажей? Мунденсер просто стояла на месте в плане общественного развития и не двигалась с места, затаивала обиду на Твайлайт. Луна? А Луне тут же помогли, где её саморазрушение? Не несите бреда.